Четыре вопроса из заданий ЕГЭ по истории посвящены работе с картой. Часто ученики, с легкостью справившиеся с предыдущими задачами, «застревают» на этих пунктах. Как правило, ответом на вопрос этого раздела является имя деятеля, связанное с изображенными историческими фактами, географическое название или соответствующий временной период.
Зачем нужны исторические карты?
Школьный курс истории не может изучаться в отрыве от географии, ведь у каждого случая, повлиявшего на человечество, есть не только свое время, но и место. Вопрос о сути события «что?» не имеет смысла без сопутствующего «где?». Задача школьника – с помощью схемы своими глазами «увидеть» события на местности.
1. Изображения исторических событий позволяют наглядно проследить перемещения людей. К ним относятся миграции, исследовательские походы, экспедиции. Сюда же относятся войны: мы видим перемещения войск, расположения противоборствующих сил, направления атак, раздел территорий.
2. Здесь наглядно прослеживаются единые причины, последствия и механизмы происходящих исторических явлений.
3. Выводы, сделанные после изучения карт различных эпох, помогают составить общую картину развития человечества или его отдельной части: возникновение, угасание государств, смена цивилизаций.
Карты различаются:
- по пространственному признаку: схематические изображения городов, районов, государств, мира;
- по временным периодам, эпохам.
По темам делятся на:
- археологические – отображают места расселения, маршруты миграций первобытных племен;
- историко-этнографические – схемы расселения народов по земному шару,
- историко-политические – с изображениями границ государств различных эпох;
- военно-исторические – отображают ход военных действий любых масштабов.
Помните, что в заданиях ЕГЭ встречаются все виды перечисленных карт, а не только военно-исторические.
Как работать с картой на экзамене?
Одиннадцатикласснику предстоит проанализировать изображение и ответить на четыре вопроса, посвященных истории России определенного периода. Главная сложность заключается в том, что на ней могут отсутствовать названия основных населенных пунктов, но изображены ключевые точки какого-то события. Выпускник должен по условным изображениям понять, какой эпохе она посвящена.
У каждой карты есть легенда – список условных обозначений с расшифровкой их значения. Обычно ее нужно искать в углах, где нет риска закрыть основные точки, либо на последних страницах атласов. Информация из легенды тоже может подсказать школьнику, с каким периодом он имеет дело – об этом намекнут названия территориальных единиц (например, княжества вместо областей), населенных пунктов, которые менялись со временем.
Разберемся, как работать с картами по истории на ЕГЭ, проанализировав итальянский и швейцарский походы Суворова.
1) Итак, перед нами схематическое изображение без названий ключевых пунктов. Анализируем легенду, географию участка, фиксируем внимание на основных объектах – больших городах, реках, горах, рельефных особенностях. Начинаем с самых крупных, постепенно двигаясь к меньшим. Достаточно опознать несколько опорных точек. Обычно этого хватает, чтобы дать событию название и выяснить, о каком периоде какого региона идет речь.
2) Чтобы не ошибиться, проверяем себя по соседним объектам. Любой историко-географический пункт нужно соотносить с другими объектами. Например, опознав какой-то город, связываем его с рекой, морем, другими городами. Здесь ученик должен не только найти Милан, Брешиа, но идентифицировать реку Адда, на берегах которой развернулись ожесточенные бои.
3) Определяем вид деятельности человека – война, походы, торговые миграции. Помните, движение всегда обозначается стрелкой;
4) Соотносим свои исторические знания с изображенной территорией. Вспомним, что 16 апреля 1799 года под городом Кассано около Милана произошел бой, в котором Суворов захватил более 5000 французов. После этого события командующему северной французской армией Моро пришлось отступить за реку Адда, очистить Милан и прикрыться крепостями городов Тортона, Алессандрия. Обозначаем все эти точки.
5) Мы выяснили главное – какому противостоянию посвящена карта. Теперь возвращаемся к заданиям, вспоминая ключевые даты, точки, поворотные моменты походов Суворова.
Важно помнить, что обозначенная тема может затрагивать множество соседних или удаленных друга от друга территорий, связанных между собой единой нитью событий.
Типичные ошибки
Экзаменаторы отмечают, что школьники не приучены выходить за рамки одного предмета и использовать свои знания из других областей – например, математики или химии в физике и биологии. Однако, на практике это мешает выпускнику: выполнить задание по истории невозможно, если знаний географии недостаточно. Фактически такой «симбиоз» выручает учеников: географическая эрудированность помогает, если в исторических знаниях есть пробел.
Вторая ошибка – спешка и невнимательность. Экзаменующиеся пытаются делать выводы по очень ограниченному количеству информации, игнорируют детали. В некоторых вопросах детали определяют его сущность. Обратите внимание на направление стрелок атаки, расположение войск или последовательность осад городов. Не упускайте из вида ни одно из условий, которое авторы предусмотрительно отметили на карте, чтоб паззл сложился в целую, а главное, верную картину.
Географию каких регионов нужно знать?
Чтобы вам было легче ориентироваться, перечислим основные территории, чаще всего попадающие в списки экзаменационных задач:
- европейская часть России – от Баренцева моря на севере до Черного и Каспийского на юге, от Уральских гор до границ с Польшей;
- в частности, Владимиро-Суздальское княжество, Ростово-Суздальское княжество. Здесь запоминаем расположения столиц, а также Дмитрова, Юрьев-Польского, Переславль-Залесского;
- Северо-Запад России и Прибалтика: эти пункты легче всего опознать по расположению Балтийского моря и Финского залива. Запоминаем расположение Ладожского, Чудского озер, оз. Ильмень и Ловать. Эти места в разное время были отмечены походами Александра Невского, боевыми действиями двух войн, революцией 1917 года. Повторяем год основания Санкт-Петербурга, запоминаем даты, когда он менял название – это поможет опознать эпоху;
- Южная часть страны: Азов, Черное море, Крымский полуостров, дельты и устье Дуная. Здесь же запоминаем границы Османской и Византийской империи, расположение Стамбула-Константинополя, даты его переименований;
- очертания и прилегающие территории Волги.
Материалы для подготовки
При подготовке к ЕГЭ по истории работе с картой стоит посвятить чуть больше времени, нежели стандартным вопросам. Когда школьник поймет алгоритм и «набьет руку», эти вопросы перестанут его пугать. Найти всю нужную информацию и потренироваться можно с помощью сборников карт для ЕГЭ по истории и атласов, которые можно найти на профильных сайтах или в печатных вариантах.
Среди них экзаменаторы выделяют три варианта тренировочных сборников:
- тренинг С.А. Маркина для подготовки к ОГЭ 9 класса. В бумажном варианте этого пособия собрана крупная коллекция заданий с качественными подробными изображениями;
- сборник типовых экзаменационных заданий с иллюстрациями под ред. Д.И. Полторака. Эти материалы подойдут для тренировки в условиях жесткого цейтнота. Бонусом стала подборка исторических карт и описание всех схем в конце сборника;
- подборка заданий ФИПИ. Если времени на решение тестов из многочисленных сборников у вас нет, то вам стоит познакомиться с материалом, размещенном в открытом доступе официального сайта Федерального института педагогических измерений.
Также школьнику понадобятся контурные карты, любые атласы, в том числе географические, а также методические пособия по вопросам, как выучить карты по истории для успешной сдачи ЕГЭ.
Исторические карты – помощники в анализе политических, экономических, общественных событий.
Они помогают оценить их в тесной связи с географией, дать более точную оценку, представить динамику и механику процессов. Схематические изображения способствуют лучшему пониманию сценариев и сюжетов, и освобождает выпускников от бездумной зубрежки.