География — предмет, который овладеть в совершенстве может далеко не каждый школьник. Для успешной сдачи ЕГЭ по этому предмету необходимы не только глубокие знания общеобразовательной программы, но также широкий кругозор, отличные математические способности, умение анализировать информацию и выстраивать четкие логические цепочки. Одним словом, сдавая географию, вы как будто заодно проходите тест на общую эрудицию и вместе с тем демонстрируете остальные свои таланты.
Помимо задач, требующих от абитуриентов односложного ответа или выбора одного из вариантов, в программе экзамена по географии есть задачи повышенной сложности. Отвечать на них придется развернуто, а перед этим — как следует подумать и постараться сформулировать максимально точный и наиболее полный ответ.
Разбор заданий ЕГЭ по географии
В 2019 году содержание ЕГЭ не будут принципиально отличаться от задач 2018 года. Как же подготовиться к экзамену по географии? Помимо регулярного разбора задач из предыдущих вариантов стоит обратить внимание на демонстрационный вариант ЕГЭ. Демонстрационный вариант — это демоверсия экзамена, которую разработали специалисты Федерального института педагогических измерений (ФИПИ). Это своеобразная шпаргалка для выпускника, при помощи которой он может ознакомиться с требованиями к оформлению ответов и попытаться уложиться в хронометраж, отведенный на решение каждой отдельной задачи и работы в целом.
ЕГЭ по географии включает в себя всего 34 задания и разделен на две части. Некоторые задания представляют собой задачи повышенной сложности, и отнестись к ним надо с особым вниманием. Из самых сложных вопросов можно выделить следующие:
Задание 28
При выполнении этого задания выпускник должен хорошо понимать и читать условные знаки, уметь выстраивать профиль местности. Ученикам предлагают карту и отмеченные на ней линии, по которым они должны построить профиль местности. Самое главное тут — внимательно прочитать условия и требования задачи, посмотреть, на каком расстоянии проходят горизонтали, и всегда иметь в виду масштаб, указанный в условии.
Задание 29
Здесь важно знать и понимать природные закономерности, уметь их между собой сравнивать, хорошо представлять себе, как карту мира, так и карту России. Для выполнения этого задания карта должна быть «построена» прежде всего у вас в голове.
Задание 30
В 30 задании ЕГЭ по географии упор делается на темы о климате – климатических зонах, эрозии, годовом ходе осадков и температуры, стихийных бедствиях, солнечной радиации, муссонах и пассатах, загрязнении атмосферы.
Чаще всего условия задачи даются не в виде таблице, а с помощью графиков температуры и осадков, профиле рельефа, схематической карте или климатограмме.
Задание 31
Очень важны здесь единицы измерения, указанные в приведенной в условии таблице. Также обязательно производить вычисления: они здесь выполняют функцию доказательной базы и аргументов одновременно.
Задание 32
Это задание потребует от вас хорошего пространственного мышления. Необходимо очень хорошо и точно представлять, как устроена Солнечная система, как меняет положение планета Земля относительно Солнца в течение всего года.
Задание 33
Как правило, это задание представлено выпускникам в виде таблицы. Вам потребуется выбрать самые важные критерии из предложенных: некоторые из них можно не учитывать при составлении ответа, так как они являются дополнительными.
Задание 34
Здесь вам пригодится аналитическое мышление и знакомство с формулами, которые так часто недооценивают гуманитарии. Важное уточнение: обращайте внимание на статистическую информацию. Если выберете статистику предыдущих лет, то результат подсчетов окажется в корне неверным и, конечно, повлияет на общий исход экзамена.
Разбор по заданиям — это самый очевидный и самый эффективный способ подготовки к экзамену, поэтому разбирать задачи надо максимально подробно и внимательно. Чтобы разобраться в особо сложных заданиях и закрепить пройденный результат, есть смысл пройти тренировочный вариант ЕГЭ по географии.
Разбор демоварианта ЕГЭ по географии
Рассмотрим типичное задание, которое было представлено в одной из прошлых экзаменационных работ.
Координаты города Дно — 57°50` с. ш. 29°58` в. д. Необходимо определить государство, на территории которого расположен данный город.
В представленном задании необходимо вычислить точку на карте с заданными в условии координатами. Для его выполнения подойдет следующий алгоритм.
- Ищем точку с координатами 0° ш. и 0°д. Она располагается в Гвинейском заливе, на пересечении экватора и нулевого (Гринвичского) меридиана.
- Сперва находим широту — первую координату искомой точки. Иными словами, расстояние в градусах от экватора до этой точки. Чтобы его найти, необходимо двигаться от точки 0° ш. и 0°д вдоль нулевого меридиана вверх (если широта искомой точки северная) или вниз (если широта южная). В нашем случае мы движемся на 58 градусов вверх, так как широта — северная.
Поскольку значения широт (они же градусы параллелей) подписаны шагом ровно в 20° (0°, 20°, 40°, 60° и 80°), то мы должны найти диапазон, в котором располагается искомая точка. Мысленно разбиваем его сперва на две части по 10 градусов, затем — еще пополам (по 5 градусов) и потом — на пять частей, по одному градусу.
- Находим долготу — вторую координату искомой точки — расстояние, проложенное от нулевого меридиана до этой точки в градусах. Чтобы его определить, необходимо двигаться от найденной в предыдущем пункте точки на нулевом меридиане вправо (если долгота искомой точки восточная) или влево (если долгота западная) вдоль ближайшей параллели. В нашем случае мы перемещаемся на 30 градусов вправо, так как долгота — восточная.
- Наконец, необходимо определить страну, в которой расположен заданный в условии город. Определяем, что город Дно располагается на территории Российской Федерации.
Итак, подведем итоги! Алгоритм решения задач подобного типа выглядит следующим образом:
- Ищем точку c координатами 0° ш. и 0°д. (она находится в Гвинейском заливе).
- Движемся от нее по нулевому меридиану вверх (если широта северная) и вниз (если широта южная) на указанное в условии количество градусов.
- От нулевого меридиана движемся вдоль параллели вправо (если долгота восточная) или влево (если долгота западная) на указанное в условии количество градусов.
- Определяем, где располагается необходимая нам точка. Записываем окончательный ответ в специальную форму.