Содержание
Обязательные предметы
Нововведения и изменения в ЕГЭ-2019
Споры об эффективности и объективности ЕГЭ не утихают с момента его введения как обязательного экзамена. В ближайшее время ждать отмены испытаний данного формата для выпускников не следует. Тенденция, наметившаяся в 2017, 2018 и 2019 году, показывает то, что ЕГЭ усложняется и ответы строже оцениваются экспертами. Ученикам уже недостаточно одного учебного года, чтобы качественно подготовиться к сдаче экзаменов. Причина — изменение требований и критериев оценки заданий с развернутым ответом, за которые можно получить наибольшее количество баллов. Рассмотрим изменения в ЕГЭ 2019 года подробнее.
Обязательные предметы
В 2019 году планировалось проведение ЕГЭ по истории для всех выпускников. Но Минобрнауки изменило дату. Скорее всего, новый обязательный экзамен — испытание, которое предстоит пройти выпускникам 2020 года. А пока все школьники по-прежнему готовятся к ЕГЭ по русскому языку и математике (базовой и/или профильной).
Для того чтобы учащегося допустили до экзаменов, необходимо получить «зачет» за сочинение, которое выпускники пишут ежегодно в декабре. Ученик может ограничиться обязательными предметами или сдать еще несколько экзаменов по выбору:
- литературу;
- иностранный язык;
- обществознание;
- химию;
- биологию;
- информатику;
- физику;
- географию.
Нововведения и изменения в ЕГЭ-2019
Рособрнадзор не планировал вносить изменение в формат экзамена. Но выложенные на сайте ФИПИ демоверсии ЕГЭ 2019 года свидетельствуют об обратном. Выпускников ожидают новшества на экзамене по русскому, обществознанию, истории, литературе, биологии и иностранному языку. Поговорим подробнее о том, какие требования будут предъявляться к знаниям ученика по каждому из перечисленных предметов. Забегая вперед, отметим, что получить высокие баллы станет труднее.
Русский язык
Значительные изменения произошли в экзамене по русскому. В 2019 года изменилась система требований к сочинению и критерии оценивания. Новшества коснулись формата второго задания, а также заданий с девятого по двенадцатое. В экзамен добавилось задание, в котором ученику необходимо провести пунктуационный анализ текста. Теперь на ЕГЭ проверяется большее количество орфограмм и правил пунктуации. Изменилась нумерация заданий. Двадцатое задание в КИМ 2019 года находится под номером шесть.
Сочинение на ЕГЭ
Формулировка задания на написание сочинение больше не содержит указание на использование аргументов из читательского или жизненного опыта. Позицию все равно придется обосновывать. Но теперь по этому критерию сочинение оценивается только в один балл.
Более важную роль играет комментарий. За него можно получить пять баллов. Максимальную оценку проверяющий выставляет, если выпускник прокомментировал проблему, проиллюстрировав ее двумя примерами из текста, раскрыв их значение и обозначив смысловую связь.
Школьникам больше не нужно бояться поиска аргументов. Однако комментирование вызывает не меньше проблем. С этой задачей справляется менее 50% учащихся. Большинство школьников ограничиваются обычным пересказом текста, не находят примеры и не могут определить их связь с проблемой и позицией автора.
С 2019 года использовать шаблоны не получится. Выпускники будут проводить анализ текста, с которым они познакомятся только на экзамене. У школьников не будет готовых решений. Высокие баллы ученик получит только в том случае, если имеет навыки понимания и создания текста.
Тестовые задания
В тестовой части остается меньше заданий, в которых есть варианты ответа. Во втором задании ученики будут самостоятельно подбирать языковые единицы.
В заданиях №9, 10, 11 и 12 увеличилось количество вариантов ответа, при этом стало труднее определить, сколько пунктов должен содержать правильный ответ. Выполнить их наугад, скорее всего, не получится.
Задание № 21 является принципиально новым. Оно проверяет знание правил постановки знаков препинания. При этом в предложениях могут встретиться не только запятые, но и тире, а также двоеточия.
Незначительные изменения произошли в нумерации. Задание № 20 теперь находится под № 6, из-за этого изменилась последующая нумерация.
В системе оценивания также есть небольшие новшества. За верно выполненное первое задание выставляется один балл, это связано с появлением задания на пунктуационный анализ. Суммарное количество баллов, которое можно набрать на ЕГЭ по русскому не изменилось.
Обществознание
В ЕГЭ по обществознанию появились более точные формулировки и система оценивания заданий 25, 28, 29. Увеличилось максимально возможное количество баллов, которое можно получить за правильно выполненное двадцать пятое задание, с трех до четырех. Учащиеся, решившие все задания верно, получат 65 первичных баллов вместо 64.
Задание №25
Выпускники прошлых лет могли раскрыть значение определения, дополнив его небольшим количеством информации, требуемой в задании, и получить за это максимальное количество баллов. В этом году требования ужесточились.
Появился критерий, по которому определение оценивается с точки зрения науки, полноты и отсутствия двусмысленности толкования. В него должна быть включена родовая принадлежность, а также значимые видовые признаки.
Нельзя получить максимальный балл за определение, которое является словосочетанием или нераспространенным предложением. Не следует также использовать термины, входящие в определяемое понятие, а также признаки из формулировки задания. Не лучший вариант давать определения, применяя метафоры, аллегории, отрицание, а также рассматривая этимологию определения.
По второму критерию определение оценивается с точки зрения научного обществознания. Раскрывать его на бытовом уровне без опоры на знания из школьного курса нельзя.
В этом задании важно правильно сформулировать определение, так как получив по первому критерию 0 баллов, ответ не оценивается по второму параметру.
Задание №28
Нововведения коснулись формулировки и критериев оценки. С 2019 года план должен состоять из двух пунктов, раскрывающих смысл темы, каждый из которых следует детализировать. Задание оценивается по одному критерию, на количество баллов влияет в основном раскрытие темы.
Задание №29
Критерии оценки стали более строгими и конкретными. Школьнику необходимо раскрыть смысл конкретного высказывания. Общие рассуждения и заранее приготовленные шаблоны не оцениваются.
Не следует пытаться заменить объяснение смысла передачей высказывания своими словами. Важное требование — использование в ответе теории и понятий из курса обществознания. Без них ответ не засчитают.
Рассуждения должны быть связными, последовательно изложенными. На их основе ученик формулирует вывод, научно обоснованный с точки зрения обществознания.
Отдельно следует сказать про примеры. Они не должны быть однотипными по содержанию. И, конечно, необходимо подбирать примеры, которые будут подтверждать рассматриваемую идею.
Отсутствие этих критериев способствовало тому, что ученики, имеющие низкий уровень подготовки могли неплохо справиться с заданием. Однако теперь оно соответствует высокому уровню сложности.
Биология
ЕГЭ по биологии изменился несущественно. С 2019 года другой формат у задания №2. Выполнив его правильно, выпускники получают не два, а один балл. Общее количество баллов тоже уменьшилось. Их стало 58. В шестое задание разработчики КИМ добавили дополнительные варианты.
Задание №2
В ЕГЭ прошлых лет в данном задании необходимо было выбрать несколько вариантов ответа. Теперь оно включает таблицу, в которую требуется вставить подходящий по смыслу термин. Задание оценивается в 1 балл.
Задание №6
До 2019 года оно представляло собой текстовую задачу. Теперь выпускнику может выпасть рисунок, работая с которым нужно найти ответ на вопрос.
История
Глобальных изменений в экзамене не произошло. Они коснулись лишь оформления ответа и критериев оценивания задания 21.
Выпускник, приводящий цитату из текста, должен будет ограничиться определенным разработчиками объемом. Если проверяющие обнаружат в ответе не только верную, но и лишнюю информацию, они поставят за него 0 баллов.
Литература
В заданиях №8 и 15 изменилась формулировка К1. Смысл ее остался тем же, но выпускникам все равно стоит проверять тексты на соответствие вопросу. По-другому оценивается содержание. Совершив две фактические ошибки, выпускник получает ноль баллов.
Изменения произошли в системе оценки заданий №9 и 16. Выпускнику недостаточно определить название произведение, автора и сравнить тексты по внешним признакам. За такой ответ можно получить всего один балл. Два балла выставляется, если учащийся не исказил авторскую позицию.
В заданиях 17.1-17.4 на баллы теперь влияет количество логических ошибок. По К4 максимальная оценка выставляется, если их нет. При наличии одной или двух ошибок проверяющий поставит 2 балла, за три или четыре — 1, а если больше — 0 баллов.
Английский язык
В ЕГЭ по иностранным языкам стала более точной формулировка и критерии оценивания задания №40 в письменной части. Выпускникам на выбор будут предложены две темы, на одну из которых нужно написать эссе. Если школьник допустит более 4 нарушений нейтрального стиля, он лишится балла.
Изменения в ЕГЭ-2019 произошли прежде всего в заданиях с развернутым ответом. Более точные формулировки критериев показывают, развитию каких навыков выпускникам следует уделить больше внимания. По мнению разработчиков КИМ, школьникам необходимо учиться вести дискуссию, правильно использовать научный язык, понимать и создавать письменные тексты. Ответы оцениваются по более жестким требованиям, поэтому главная задача учителей и репетиторов — учить, а не “натаскивать”.
Новшества в заданиях и системе оценки появляются каждый год. Если разобраться в них самостоятельно не получается, можно обратиться за помощью к профессионалам. Педагоги Ruseducenter своевременно отслеживают все изменения и знают, как нужно выполнять задания, чтобы получить максимальное количество баллов. Запишитесь на первое занятие и сделайте первый шаг к поступлению в престижный вуз!
Занятия в учебном центре Ruseducenter проходят в 2 филиалах по адресам:
Москва, Старопименовский переулок, 18
Москва, ул.Мясницкая, 22
Телефон: 8 (495) 189-69-80
E-mail: info@ruseducenter.ru