Содержание
Традиционно, обязательным предметом для сдачи в 11 классе являются русский язык и математика. И если второй считается самым сложным испытанием, то насчёт первого многие уверены, что провалить русский язык невозможно.
Получить высокие баллы действительно реально, год за годом большинство выпускников успешно справляются с этой задачей. За хорошими результатами неизменно стоит качественная и серьёзная подготовка, наблюдение за всеми тенденциями и изменениями в сфере ЕГЭ, умения подстроиться под них.
В частности, минимальный проходной балл за ЕГЭ по русскому языку никогда не известен заранее. ФИПИ (Федеральный институт педагогических измерений) каждый год оценивает результаты уже после проведения тестирования, и выводит границу проходного балла индивидуально для каждого года.
Структура ЕГЭ по русскому языку
Письменная часть состоит из двух частей.
Первая часть письменного экзамена
Первая традиционно включает в себя вопросы с выбором ответа (последовательность цифр; слово или словосочетание; соотношение букв и цифр) – в ЕГЭ по русскому языку их 25.
Каждый базируется на одном из разделов русского языка, по вопросу на каждую из тем:
- Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров.
- Средства связи предложений в тексте.
- Лексическое значение слова.
- Орфоэпические нормы (постановка ударения).
- Лексические нормы (употребление слова в соответствии с точным лексическим значением и требованием лексической сочетаемости).
- Морфологические нормы (образование форм слова).
- Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управления.
- Правописание корней.
- Правописание приставок.
- Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-).
- Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий.
- Правописание НЕ и НИ.
- Слитное, дефисное, раздельное написание слов.
- Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи.
- Знаки препинания в простом осложнённом предложении (с однородными членами). Пунктуация в сложносочинённом предложении и простом предложении с однородными членами.
- Знаки препинания в предложениях с обособленными членами (определениями, обстоятельствами, приложениями, дополнениями).
- Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения.
- Знаки препинания в сложноподчинённом предложении.
- Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи.
- Лексические нормы (в данном задании потребуется внимательно прочитать отрывок из текста и оценить, какое слово не подходит по контексту).
- Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста.
- Функционально-смысловые типы речи.
- Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению.
- Средства связи предложений в тексте.
- Речь. Языковые средства выразительности.
Вторая часть письменного экзамена – сочинение (С2)
Сочинение на экзамене требуется написать на основе прочитанного текста. Есть чёткий план, как выполнять данное задание:
- Выберите на ваш взгляд главную проблему, которую ставит автор, и сформулируйте её.
- Добавьте личный комментарий по ней.
- Включите в комментарий 2 примера из текста, иллюстрирующие выбранную мысль, но не включайте в сочинение слишком много исходного текста (это может быть расценено проверяющими, как переписывание, и вы потеряете баллы).
- Сильно от текста тоже не стоит отходить. Если сочинение будет иметь мало общего с заданием – вам тоже едва ли поставят высокий балл. Постарайтесь отыскать «золотую середину».
- Сформулируйте позицию автора текста по ключевой теме.
- Выразите своё личное мнение: согласны вы или нет с позицией рассказчика.
- Приведите аргументы, подтверждающие сказанное. Это может быть:
- аналогичная ситуация из литературного произведения
- знания из других областей наук
- личный опыт и примеры из жизни
Отнеситесь серьёзно к выбору аргументов и не пишите слишком много – в качестве элементов сочинения экзаменатор оценит только первые два.
- Объём сочинения – 150 слов (не менее). Также, не следует писать слишком много: есть риск допустить больше ошибок и не выдержать структуру текста.
Устная часть экзамена
Одно из крупных нововведений, которое с высокой долей вероятности ждёт одиннадцатиклассников уже в 2019 году – устная часть.
К ней тоже нужно тщательно готовиться по ряду причин.
- Проверяться будут достаточно глубокие академические знания. Несмотря на то, что устная сдача может казаться проще – без уверенных знаний сделать этого не получится.
- Вполне вероятно, что успешная (либо неуспешная) сдача этого раздела теста будет влиять на допуск/недопуск к письменной части.
- Оценка будет суммироваться, и следовательно – напрямую повлияет на общий балл на экзамене.
Апробация модели устной части ЕГЭ по русскому языку уже прошла в 2017-2018 году в 9 классах, сдающих аттестацию ОГЭ. В 2019 планируются корректировки в оценивании, но сама модель скорее всего будет вводиться и для выпускников 11 классов.
Предположительно, собеседование будет иметь аналогичную структуру:
Задание 1. Чтение
Небольшой отрывок необходимо будет прочитать вслух и продемонстрировать, что вы умеете работать с текстом устно.
Задание 2. Пересказ
Доставшийся вам фрагмент нужно будет изложить экзаменатору своими словами, при этом дополнив рассказ деталями, информацией по проблеме и личными комментариями.
Задание 3. Монолог
Будут предложены темы на выбор. По одной из них необходимо будет подготовить монологическое выступление. В задании может потребоваться описать картинку, ответить на вопросы, привести примеры и дать свои комментарии.
Задание 4. Диалог
Здесь экзаменатор не только оценивает, но и участвует в выполнении задания вместе с вами. Он может задавать вопросы и высказывать личное мнение в ответ на ваши доводы. С учётом его слов ваша речь должна звучать логично, структурированно и последовательно.
Как оценивается ЕГЭ по русскому языку?
Ранее мы уже говорили о том, что проблематично будет рассчитать баллы точно, можно лишь ориентироваться на то, как это было в 2018 году.
Чтобы перевести первичные баллы в тестовые – воспользуйтесь таблицей №1. Чтобы понять, на какую финальную оценку по 5-балльной шкале вы можете рассчитывать, воспользуйтесь таблицей №2.
Таблица №1
Задание |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
Первичный |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
5 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Тестовый |
5 |
8 |
10 |
12 |
15 |
17 |
28 |
30 |
32 |
34 |
36 |
38 |
39 |
|
|||||||||||||
Задание |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
24 |
25 |
26 |
Первичный |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
4 |
24 |
Тестовый |
40 |
43 |
44 |
45 |
46 |
48 |
49 |
50 |
51 |
53 |
54 |
59 |
100 |
Таблица №2
Отметка по 5-балльной шкале |
«5» |
«4» |
«3» |
«2» |
Тестовый балл |
72 – 100 |
58 – 71 |
36 – 57 |
0 – 35 |
Не рассчитывайте «пороги» точно, ведь тогда одна-единственная ошибка может стоить вам необходимого балла, не нужно так рисковать. Постарайтесь ставить себе планку как можно выше – и тогда результаты ЕГЭ по русскому языку обязательно вас обрадуют.