Разбор типичных вариантов ЕГЭ по биологии в 2019 году

28.12.2018

Ежегодно ФИПИ публикует на своем сайте методические рекомендации для учителей. Здесь вы найдёте тренировочные варианты ЕГЭ (в том числе, по биологии). Рекомендации рассказывают, какие ошибки чаще всего допускают выпускники. Также подробно разбираются результаты экзаменуемых по итогам экзаменов. Если говорить о 2018 годе, то наблюдения следующие:

  • Всего экзамен сдавали более 133 тысяч человек. Биология — по-прежнему один из самых востребованных предметов, который школьники выбирают для сдачи выпускных испытаний. Как правило, сдают его абитуриенты медицинских, психологических, биологических и ветеринарных вузов.
  • В 2018 году сократилось количество участников, набравших менее 20 баллов. Это связано с увеличением количества заданий ЕГЭ базового уровня. Не набрали минимального количества баллов около 17,4 % участников.

Разбор заданий для подготовки к ЕГЭ по биологии

Какие перемены ждут абитуриентов в 2019 году?

Из-за некоторых изменений в заданиях максимальный балл за экзамен по биологии изменился: теперь вместо 59 баллов можно получить только 58. При этом минимальный балл для поступления в вуз — 36 баллов.

Вся работа состоит из двух частей. Всего — двадцать восемь заданий. Ответы первой части представляют собой цифры, число или словосочетание. Во второй части необходимо аргументировать своё решение. Чистовой вариант должен быть записан чёрной шариковой ручкой.

Разбор заданий к ЕГЭ по биологии

Рассмотрим один из вариантов ЕГЭ по биологии в 2019 году. Этот вариант можно найти на сайте ФИПИ.

Разбор варианты ЕГЭ по биологии 2019

Задание 1

Необходимо рассмотреть предложенную схему классификации видов изменчивости и вписать в заключении слово, обозначенное знаком вопроса.

Рис.1

Решение. Наследственная изменчивость делится на комбинативную и мутационную. Обе они затрагивают генотип, передаются по наследству. Комбинативная изменчивость — это результат перекомбинации генов. Она передается по наследству, становится причиной наследственного разнообразия. Ответ: комбинативная изменчивость.

Задание 2

Здесь необходимо изучить таблицу и вписать слово, обозначенное знаком вопроса.

Рис.2

Решение. Существует несколько общих методов исследования:

  • Наблюдение;
  • Описание;
  • Сравнение;
  • Моделирование.

Есть также частные методы. Например, генеалогический и гибридологический. Кроме того, существует цитогенетический (цитологический) метод. Он позволяет изучить наследственный материал клетки — количество хромосом (кариотипирование) или наличие и количество Х-хромосом. Ответ: цитогенетический (цитологический) метод.

Задание 3

На долю нуклеотидов с аденином приходится 18 процентов. Необходимо определить процентное содержание нуклеотидов с цитозином, которые входят в состав молекулы.

Решение. Руководствуясь правилом Чарграффа, вычисляем количество нуклеотидов в двухцепочечной ДНК по формуле: (А + Т) + (Г + Ц) = 100 % При этом по принципу комплиментарности А = Т; Г = Ц Если известно, что А = 18 %, значит, Ц = (100 % — (18 % + 18 %))/2 = 32 % Ответ: 32

Задание 4

Среди перечисленных признаков, описывающих изображённую на рисунке клетку, необходимо выделить “лишние” и записать свой заключение в виде цифр.

Рис. 4

  1. Наличие гликокаликса
  2. Наличие хлоропластов
  3. Способность к фотосинтезу
  4. Способность к биосинтезу белка
  5. Способность к фагоцитозу

Решение: Это растительная клетка (видна плотная клеточная стенка, крупная центральная вакуоль и хлоропласты). Таким образом, для её описания можно использовать пункты 2, 3 и 4. Из списка “выпадают” пункты 1 и 5. Ответ: 15

Задание 5

Определить, как соотносятся этапы и процессами энергетического обмена. Соединить подходящие позиции из первого и второго столбиков.

Рис. 5

Решение: Энергетический обмен клетки — совокупность реакций расщепления органических веществ, сопровождающихся выделением энергии. Энергия, освобождающаяся при распаде органических веществ, не сразу используется клеткой, а запасается в форме АТФ. Первый этап — подготовительный, а второй — бескислородный (гликолиз). Образовавшиеся на подготовительном этапе вещества подвергаются ферментативному распаду без доступа кислорода. При этом образуется 2 АТФ. Третий этап энергетического обмена — стадия кислородного расщепления, или аэробного дыхания. Она происходит в митохондриях. Ответ: 12121

Задание 6

Определить соотношение фенотипов при моногибридном скрещивании двух гетерозиготных организмов при полном доминировании. Записать заключение в виде последовательности цифр.

Решение: При моногибридном скрещивании двух гетерозиготных организмов при полном доминировании соотношение фенотипов 3 : 1 (правило расщепления Менделя). Ответ: 31

Задание 7

Необходимо найти два “лишних” термина среди тех, которые используются для описания полового размножения организмов.

  1. Гонада
  2. Спора
  3. Оплодотворение
  4. Почкование
  5. Овогенез

Ответ: 24

Задание 8

Установить, как соотносятся форма изменчивости и биологическим явлением, которое её иллюстрирует.

Рис. 8

Ответ: 11212

Задание 9

Выбрать верные утверждения в приведённом тексте и записать подходящие цифры.

Если в процессе эволюции у животного сформировался головной мозг, то этим животным присущи:

  1. Наличие диафрагмы
  2. Четырёхкамерное сердце
  3. Кожные покровы с чешуйками или щитками
  4. Развитие зародыша в матке
  5. Ячеистые лёгкие
  6. Непостоянная температура тела

Ответ: 145

Задание 10

Установить соотносимость между функциями растения и органами, которые эти функции выполняют.

Рис. 10

Ответ: 112212

Задание 11

Установить последовательность систематических таксонов растения, начиная с самого крупного. Записать решение в виде последовательности цифр.

  1. Мятлик
  2. Мятлик луговой
  3. Однодольные
  4. Покрытосеменные
  5. Растения
  6. Злаковые

Ответ: 543612

Задание 12

Выбрать три верных утверждения из шести и записать подходящие цифры.

Во время бега в организме человека:

  1. Усиливается приток крови к коже
  2. Усиливается потоотделение
  3. Снижается количество эритроцитов в плазме крови
  4. Ускоряется процесс биосинтеза белка в скелетных мышцах
  5. Повышается активность симпатического отдела нервной системы
  6. Усиливается синтез желчи клетками печени

Ответ: 125

Задание 13

Установить соответствие между типами тканей человека и их характеристиками.

Рис. 13

Ответ: 321213

Задание 14

Записать последовательность процессов переваривания пищи в человеческом организме.

  1. Расщепление белков под действием пепсина
  2. Поступление желчи в двенадцатиперстную кишку
  3. Поступление каловых масс в прямую кишку
  4. Начало расщепления крахмала
  5. Всасывание жиров в лимфу

Ответ: 41253

Задание 15

Найти три предложения, описывающих морфологические критерии вида сосны обыкновенной.

1. Сосна обыкновенная — светолюбивое растение. 2. Зелёные листья сосны игловидные и расположены по два на укороченных побегах. 3. Когда её семя прорастает, появляется пять-девять фотосинтезирующих семядолей. 4. Сосна способна развиваться на любой почве. 5. Пыльца с мужских шишек переносится ветром и попадает на женские шишки, где происходит оплодотворение. 6. Удлинённые побеги расположены мутовками, которые образуются один раз в год.

Ответ: 245

Задание 16

Установить в таблице сочетания примеров объектов и методов изучения эволюции, где эти примеры используются.

Рис. 16

Ответ: 21122

Задание 17

Выбрать три верных заключения из шести. Записать в виде цифр.

Устойчивость экосистемы влажного экваториального леса определяется:

  1. Отсутствием редуцентов
  2. Большой численностью хищников
  3. Большим видовым разнообразием
  4. Разветвлёнными пищевыми сетями
  5. Наличием замкнутого круговорота веществ
  6. Колебанием численности популяций

Ответ: 345

Задание 18

Установить в таблице, как соотносятся между собой экологические факторы и примеры, которые их иллюстрируют.

Рис. 18

Ответ: 11222

Задание 19

Установить хронологическую последовательность эволюционных процессов, которые происходил на Земле.

  1. Возникновение фотосинтеза
  2. Появление абиогенного синтеза органических веществ
  3. Выход организмов на сушу
  4. Формирование озонового экрана
  5. Появление клеточных форм жизни

Ответ: 25143

Задание 20

Проанализировать таблицу и заполнить пустые ячейки, пользуясь терминами, приведёнными ниже.

Рис. 20

  1. Хлоропласты
  2. Гликолиз
  3. Митохондрии
  4. Транскрипция
  5. Цитоплазма
  6. Клеточный центр
  7. Ядро
  8. Транскрипция

Ответ: 641

Задание 21

Проанализировать график скорости размножения молочнокислых бактерий.

Рис. 21

Выбрать утверждения, которые можно сформулировать на основании данных этой таблицы.

Скорость размножения бактерий:

  1. Зависит от ресурсов среды, в которой находятся бактерии
  2. Всегда прямо пропорциональна изменению температуры среды
  3. Зависит от генетической программы организма
  4. Уменьшается при температуре выше 36 С
  5. Повышается при температуре 20-36 С

Ответ: 45

Разбор типичных вариантов ЕГЭ по биологии в 2019 году Разбор типичных вариантов ЕГЭ по биологии в 2019 году Разбор типичных вариантов ЕГЭ по биологии в 2019 году Разбор типичных вариантов ЕГЭ по биологии в 2019 году Разбор типичных вариантов ЕГЭ по биологии в 2019 году Разбор типичных вариантов ЕГЭ по биологии в 2019 году Разбор типичных вариантов ЕГЭ по биологии в 2019 году Разбор типичных вариантов ЕГЭ по биологии в 2019 году