Ежегодно ФИПИ публикует на своем сайте методические рекомендации для учителей. Здесь вы найдёте тренировочные варианты ЕГЭ (в том числе, по биологии). Рекомендации рассказывают, какие ошибки чаще всего допускают выпускники. Также подробно разбираются результаты экзаменуемых по итогам экзаменов. Если говорить о 2018 годе, то наблюдения следующие:
- Всего экзамен сдавали более 133 тысяч человек. Биология — по-прежнему один из самых востребованных предметов, который школьники выбирают для сдачи выпускных испытаний. Как правило, сдают его абитуриенты медицинских, психологических, биологических и ветеринарных вузов.
- В 2018 году сократилось количество участников, набравших менее 20 баллов. Это связано с увеличением количества заданий ЕГЭ базового уровня. Не набрали минимального количества баллов около 17,4 % участников.
Какие перемены ждут абитуриентов в 2019 году?
Из-за некоторых изменений в заданиях максимальный балл за экзамен по биологии изменился: теперь вместо 59 баллов можно получить только 58. При этом минимальный балл для поступления в вуз — 36 баллов.
Вся работа состоит из двух частей. Всего — двадцать восемь заданий. Ответы первой части представляют собой цифры, число или словосочетание. Во второй части необходимо аргументировать своё решение. Чистовой вариант должен быть записан чёрной шариковой ручкой.
Рассмотрим один из вариантов ЕГЭ по биологии в 2019 году. Этот вариант можно найти на сайте ФИПИ.
Разбор вариантов ЕГЭ по биологии 2019: Часть 1
Задание 1
Необходимо рассмотреть предложенную схему классификации видов изменчивости и вписать в заключении слово, обозначенное знаком вопроса.
Рис.1
Решение. Наследственная изменчивость делится на комбинативную и мутационную. Обе они затрагивают генотип, передаются по наследству. Комбинативная изменчивость — это результат перекомбинации генов. Она передается по наследству, становится причиной наследственного разнообразия.
Ответ: комбинативная изменчивость.
Задание 2
Здесь необходимо изучить таблицу и вписать слово, обозначенное знаком вопроса.
Рис.2
Решение. Существует несколько общих методов исследования:
- Наблюдение;
- Описание;
- Сравнение;
- Моделирование.
Есть также частные методы. Например, генеалогический и гибридологический. Кроме того, существует цитогенетический (цитологический) метод. Он позволяет изучить наследственный материал клетки — количество хромосом (кариотипирование) или наличие и количество Х-хромосом.
Ответ: цитогенетический (цитологический) метод.
Задание 3
На долю нуклеотидов с аденином приходится 18 процентов. Необходимо определить процентное содержание нуклеотидов с цитозином, которые входят в состав молекулы.
Решение. Руководствуясь правилом Чарграффа, вычисляем количество нуклеотидов в двухцепочечной ДНК по формуле: (А + Т) + (Г + Ц) = 100 % При этом по принципу комплиментарности А = Т; Г = Ц Если известно, что А = 18 %, значит, Ц = (100 % — (18 % + 18 %))/2 = 32 %
Ответ: 32
Задание 4
Среди перечисленных признаков, описывающих изображённую на рисунке клетку, необходимо выделить “лишние” и записать свой заключение в виде цифр.
Рис. 4
- Наличие гликокаликса
- Наличие хлоропластов
- Способность к фотосинтезу
- Способность к биосинтезу белка
- Способность к фагоцитозу
Решение: Это растительная клетка (видна плотная клеточная стенка, крупная центральная вакуоль и хлоропласты). Таким образом, для её описания можно использовать пункты 2, 3 и 4. Из списка “выпадают” пункты 1 и 5.
Ответ: 15
Задание 5
Определить, как соотносятся этапы и процессами энергетического обмена. Соединить подходящие позиции из первого и второго столбиков.
Рис. 5
Решение: Энергетический обмен клетки — совокупность реакций расщепления органических веществ, сопровождающихся выделением энергии. Энергия, освобождающаяся при распаде органических веществ, не сразу используется клеткой, а запасается в форме АТФ. Первый этап — подготовительный, а второй — бескислородный (гликолиз). Образовавшиеся на подготовительном этапе вещества подвергаются ферментативному распаду без доступа кислорода. При этом образуется 2 АТФ. Третий этап энергетического обмена — стадия кислородного расщепления, или аэробного дыхания. Она происходит в митохондриях.
Ответ: 12121
Задание 6
Определить соотношение фенотипов при моногибридном скрещивании двух гетерозиготных организмов при полном доминировании. Записать заключение в виде последовательности цифр.
Решение: При моногибридном скрещивании двух гетерозиготных организмов при полном доминировании соотношение фенотипов 3 : 1 (правило расщепления Менделя).
Ответ: 31
Задание 7
Бесполое размножение характеризуется тем, что
- потомство имеет гены только материнского организма
- потомство генетически отличается от родительского организма
- в образовании потомства участвует одна особь
- в потомстве происходит расщепление признаков
- потомство развивается из неоплодотворённой яйцеклетки
- новая особь развивается из соматических клеток
Решение: Бесполое размножение характеризуется тем, что потомство имеет гены только материнского организма, в образовании потомства участвует одна особь, новая особь развивается из соматических клеток.
Под цифрами 2, 4, 5 — это половое размножение.
Ответ: 136.
Задание 8
Установите соответствие между структурой организма человека и зародышевым листком, из которого она сформировалась.
СТРУКТУРА ОРГАНИЗМА |
|
ЗАРОДЫШЕВЫЙ ЛИСТОК |
A) болевые рецепторы Б) волосяной покров B) лимфа и кровь Г) жировая ткань Д) ногтевые пластинки |
|
|
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
|
|
|
|
|
|
Решение. Из эктодермы образуется только верхний слой кожи — эпидермис. Дерма и гиподерма (подкожная жировая клетчатка), а также все разновидности соединительной ткани имеют мезодермальное происхождение.
Эктодерма: болевые рецепторы, волосяной покров, ногтевые пластинки.
Мезодерма: лимфа и кровь, жировая ткань.
Ответ: 11221.
Задание 9
Выберите признаки, характерные для класса Млекопитающие.
- развиваются из трёх зародышевых листков
- размножаются только половым путём
- есть стрекательные клетки
- органы дыхания — жабры, трахеи, лёгкие
- теплокровные, в основном плацентарные животные
- нервная система представлена брюшной нервной цепочкой
Решение: под цифрами 3 — признак кишечнополостных, 4 — жабры у млекопитающих отсутствуют, 6 — характерный признак беспозвоночных.
Ответ: 125.
Задание 10
Установите соответствие между семейством и классом покрытосеменных, к которому оно относится.
СЕМЕЙСТВО |
|
КЛАСС |
А) Капустные (Крестоцветные) Б) Злаки В) Розоцветные Г) Пасленовые Д) Лилейные |
|
|
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А |
Б |
В |
Г |
Д |
|
|
|
|
|
Ответ: 21221.
Задание 11
Установите последовательность систематических групп животных, начиная с наибольшей.
- Беличьи
- Хордовые
- Грызуны
- Млекопитающие
- Белка
- Обыкновенная белка
Решение.
Тип: Хордовые.
Класс: Млекопитающие.
Отряд: Грызуны.
Семейство: Беличьи.
Род: Белка.
Вид: Обыкновенная белка.
Ответ: 243156.
Задание 12
Выберите участки, относящиеся к большому кругу кровообращения человека. Ответ запишите цифрами без пробелов.
- легочная артерия
- верхняя полая вена
- аорта
- правый желудочек
- сонная артерия
- легочная вена
Решение.
Легочная артерия и вена сосуды малого круга, с правого желудочка малый круг начинается. Верхняя полая вена, аорта, сонная артерия — сосуды большого круга.
Ответ: 235.
Задание 13
Установите соответствие между свойствами нервной системы и её типами, которые этими свойствами обладают.
ТИП НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ |
СВОЙСТВА |
|
А) иннервирует кожу и скелетные мышцы Б) иннервирует все внутренние органы В) способствует поддержанию связи организма с внешней средой Г) регулирует обменные процессы, рост организма Д) действия подконтрольны сознанию (произвольны) Е) действия неподвластны сознанию (автономны) |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
|
|
|
|
|
|
Решение.
Соматическая нервная система контролирует скелетные мышцы и кожу, контролируется сознанием. Вегетативная иннервирует внутренние органы, не контролируется сознанием.
Ответ: 121212.
Задание 14
Установите последовательность прохождения света, а затем и нервного импульса через структуры глаза.
- зрительный нерв
- стекловидное тело
- сетчатка
- хрусталик
- роговица
- зрительная зона коры мозга
Решение.
Свет проходит через роговицу, хрусталик, стекловидное тело, а затем в сетчатке преобразуется в нервный импульс и по зрительному нерву поступает в кору больших полушарий.
Ответ: 542316.
Задание 15
Выберите положения, относящиеся к синтетической теории эволюции. Ответ запишите цифрами без пробелов.
- элементарной единицей эволюции является популяция
- влияние внешней среды направлено на развитие полезных признаков
- естественный отбор — главная причина видообразования и развития адаптаций
- материалом для эволюции служит модификационная изменчивость
- элементарной единицей эволюции является вид
- материалом для эволюции служит мутационная и комбинационная изменчивость
Решение.
Синтетическая теория эволюции — современная эволюционная теория, которая является синтезом различных дисциплин, прежде всего, генетики и дарвинизма.
Основные положения:
- элементарной единицей эволюции считается локальная популяция;
- материалом для эволюции являются мутационная и рекомбинационная изменчивость;
- естественный отбор рассматривается как главная причина развития адаптаций, видообразования и происхождения надвидовых таксонов;
- дрейф генов и принцип основателя выступают причинами формирования нейтральных признаков;
- вид – есть система популяций, репродуктивно изолированных от популяций других видов, и каждый вид экологически обособлен;
- видообразование заключается в возникновении генетических изолирующих механизмов и осуществляется преимущественно в условиях географической изоляции.
Ответ: 136.
Задание 16
Установите соответствие между организмами, появившимися или расцветавшими в процессе эволюции, и эрами, в которые они появились и расцветали.
ОРГАНИЗМЫ |
|
ЭРЫ |
А) возникновение первых птиц Б) расцвет рептилий В) расцвет моллюсков Г) расцвет насекомых Д) расцвет млекопитающих Е) распространение птиц |
|
|
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
|
|
|
|
|
|
Задание 17
Агроценоз характеризуется признаками:
- высокой продуктивностью культурных растений;
- большим видовым разнообразием;
- небольшим числом взаимосвязей;
- высокой устойчивостью;
- полным круговоротом основных питательных веществ;
- неполным круговоротом основных питательных веществ.
Решение.
В агроценозе преобладает монокультура, малое количество видов,неполный круговорот веществ, т. к. много органических веществ выносится человеком.
Ответ: 136
Задание 18
Установите соответствие между животными и группой, к которой оно относится по способу питания
ЖИВОТНОЕ |
|
ГРУППА |
А) волк Б) пресноводная гидра В) полевая мышь Г) божья коровка Д) заяц-беляк Е) колорадский жук |
Решение.
К растительнядным относятся: полевая мышь, заяц-беляк, колорадский жук. К плотоядным — хищникам относятся: волк, пресноводная гидра, божья коровка.
Ответ: 221211.
Задание 19
Какова последовательность процессов энергетического обмена в клетке?:
- расщепление биополимеров до мономеров
- лизосома сливается с частицей пищи, содержащей белки, жиры и углеводы
- расщепление глюкозы до пировиноградной кислоты и синтез двух молекул АТФ
- поступление пировиноградной кислоты (ПВК) в митохондрии
- окисление пировиноградной кислоты и синтез 36 молекул АТФ
Решение.
Лизосома сливается с частицей пищи, содержащей белки, жиры и углеводы (2) затем происходит расщепление биополимеров до мономеров (1) — это подготовительный этап энергетического обмена. Далее в цитоплазме в процессе гликолиза, который проходит под воздействием 10 специальных ферментов, в гликолизе образуется пировиноградная и происходит синтез двух молекул АТФ (3). Затем ПВК поступает в митохондрии (4) и там окисляется до углекислого газа и воды и синтезируется 36 молекул АТФ (5).
Ответ: 21345.
Задание 20
Вставьте в текст «Системы органов» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
СИСТЕМЫ ОРГАНОВ
Орган — это ___________ (А), имеющая определённую форму, строение, место и выполняющая одну или несколько функций. В каждом органе обязательно есть кровеносные сосуды и ___________ (Б). Органы, совместно выполняющие общие функции, составляют системы органов. В организме человека имеется выделительная система, главным органом которой являются ___________ (В). Через выделительную систему во внешнюю среду удаляются вредные ___________ (Г).
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:
|
2) часть тела |
3) нервы |
4) кишечник |
5) желудок |
6) почки |
7) продукт обмена |
8) непереваренные остатки пищи |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А |
Б |
В |
Г |
|
|
|
|
Пояснение.
Орган — это часть тела, имеющая определённую форму, строение, место и выполняющая одну или несколько функций. В каждом органе обязательно есть кровеносные сосуды и нервы. Органы, совместно выполняющие общие функции, составляют системы органов. В организме человека имеется выделительная система, главным органом которой являются почки. Через выделительную систему во внешнюю среду удаляются вредные продукты обмена.
Ответ: 2367.
Задание 21
В таблице отражены данные изменения сухой массы насекомых(в миллиграммах) в течение года в экосистеме кустарников в Аргентине. Эти же данные отражены на графике. Изучите таблицу и выберите верные утверждения:
- Колебания численности связаны с сезонами размножения
- Пики размножения насекомых приходятся на март и май.
- Пики размножения насекомых приходятся на декабрь.
- Самая высокая выживаемость в мае.
- Самая высокая выживаемость в апреле.
Решение.
Верные утверждения:
- Колебания численности связаны с сезонами размножения — в период размножения число особей увеличивается.
5) Самая высокая выживаемость в апреле.
Неверные утверждения:
2) и 3) Пики максимальной сухой массы насекомых приходятся на сентябрь (1,7) и апрель (3).
3) Данные таблицы и графика отражают события в Аргентине, то есть в Южном полушарии. В июле там зима, а лето начинается в декабре.
Ответ: 15.
Часть 2
Во второй части необходимо аргументировать своё решение на вопрос.
Задание 22
Дайте краткий ответ на вопрос. Как человек может заразиться печёночным сосальщиком?
Решение
- Цисты печеночного сосальщика встречаются на растениях, растущих вблизи водоемов, на заливных лугах.
- Если человек возьмет в рот травинку, то циста может попасть в организм, человек заразится.
Задание 23
Какие процессы изображены на рисунках А и Б? Назовите структуру клетки, участвующую в этих процессах. Какие преобразования далее произойдут с бактерией на рисунке А?
Решение.
- А — фагоцитоз (захват твердых частиц);
Б — пиноцитоз (захват капель жидкости); - Участвует – клеточная (плазматическая) мембрана;
- Образовался фагоцитарный пузырек, который соединившись с лизосомой образует пищеварительную вакуоль — бактерия переварится (лизис — подвергнется расщеплению) — образовавшиеся мономеры поступят в цитоплазму.
Задание 24
Найдите ошибки в приведённом тексте, исправьте их, укажите номера предложений, в которых они сделаны, запишите эти предложения без ошибок.
1. Класс паукообразных является самым многочисленным классом типа членистоногие.
2. Тело паукообразных имеет головогрудь и брюшко.
3. У клещей тело слитное.
4. Имеется три пары ходильных ног.
5. Все пауки ведут наземный образ жизни.
Решение.
- 1 — самый многочисленный класс типа членистоногие — насекомые;
- 4 — у паукообразных 4 пары ходильных ног;
- 5 — есть пауки, обитающие в воде(серебрянка).
Задание 25
Почему бактерий относят в отдельное царство?
Решение.
- Бактерии одноклеточные прокариотические организмы.
- В клетках отсутствуют мембранные органоиды (митохондрии, комплекс Гольджи, ЭПС).
- Генетический аппарат содержится в кольцевой хромосоме-нуклеоиде.
Задание 26
Близкородственные виды часто обитают вместе, хотя принято считать, что между ними существует наиболее сильная конкуренция. Объясните, почему в этих случаях не происходит полного вытеснения одним видом другого. Противоречит ли это правилу конкурентного исключения?
Решение.
- Вытеснения не происходит по следующим причинам: близкие виды занимают разные экологические ниши в одном и том же сообществе (разная пища, способ добывания корма, активность в разное время суток);
- избыток ресурса;
- ограничивается численность более сильного конкурента третьим видом;
- условия среды создают равновесие из-за того, что становятся благоприятными то для одного, то для другого. Поэтому отсутствие полного вытеснения не противоречит правилу конкурентного исключения.
Задание 27
Соматические клетки дрозофилы содержат 8 хромосом. Как изменится число хромосом и молекул ДНК в ядре при гаметогенезе перед началом деления и в конце телофазы мейоза I? Объясните результаты в каждом случае.
Решение.
- Клетка содержит 8 хромосом и 8 молекул ДНК. Это диплоидный набор.
- Перед делением в интерфазе происходит удвоение молекул ДНК. 8 хромосом и 16 молекул ДНК.
- Т. к. в анафазе I гомологичные хромосомы расходятся к полюсам клетки, то в телофазе I клетки делятся и образуют 2 гаплоидных ядра. 4 хромосомы и 8 молекул ДНК — каждая хромосома состоит из двух хроматид (ДНК) — редукционное деление.
Задание 28
У супругов Анны и Павла, имеющих нормальное зрение, родились два сына и две дочери.
У первой дочери зрение нормальное, но она родила 3 сыновей, 2 из которых дальтоники.
У второй дочери и её пяти сыновей зрение нормальное. Первый сын Анны и Павла — дальтоник. Две его дочери и два сына видят нормально. Каковы генотипы всех указанных родственников? Доминантный признак нормальное зрение.
Решение.
- Анна ХDХd, Павел XDY.
- Первая дочь Анны и Павла XDXd, их сыновья — дальтоники XdY и здоровый сын XDY.
- Вторая дочь Анны и Павла XDXD, так как пять сыновей имеют нормальное зрение XDY.
- Первый сын XdY. его дочери XDXd, а его сыновья XDY.
Если у вас возникли вопросы при решении типовых задач ЕГЭ по биологии, то вы всегда можете записаться в наш Учебный центр подготовки школьников на курсы, индивидуальные занятия с репетитором (как на территории самого Учебного центра, так и у вас дома) или выбрать подготовку онлайн по скайпу.
Занятия в учебном центре Ruseducenter проходят в 2 филиалах по адресам:
Москва, Старопименовский переулок, 18
Москва, ул.Мясницкая, 22
Телефон: 8 (495) 189-69-80
E-mail: info@ruseducenter.ru