Разбор заданий с вопросами и ответами ОГЭ по русскому языку

08.11.2018

Содержание

Структура ОГЭ по русскому языку
Изложение
Тестовые задания
Сочинение

ОГЭ по русскому языку входит в перечень обязательных экзаменов, со сдачей которого предстоит столкнуться каждому школьнику. Без него невозможно продолжить учебу в старшей школе, получить аттестат о неполном среднем образовании, поступить в колледж или средне-специальные заведения, даже если русский язык не является профильным на выбранном факультете. Сегодня мы продемонстрируем тренировочный вариант ОГЭ по русскому языку — примерно так он будет выглядеть в 2019 году.

Разбор заданий при подготовке к ОГЭ по русскому языку

Структура ОГЭ по русскому языку

Экзамен по русскому языку для девятиклассников состоит из трех блоков: сначала школьникам предложат написать изложение, далее — справиться с заданиями в виде теста или вопросов, подразумевающих короткий точный ответ, а в конце написать сочинение на одну из предложенных тем. Всего в экзаменационном листе 15 заданий, на которые школьнику выделяется 3 часа 55 минут (235 мин.). Давайте пройдемся по списку и разберем типовые варианты ОГЭ по русскому языку.

Изложение

Первый блок – изложение. Выпускнику необходимо внимательно выслушать аудиозапись текста, сделать пометки (на них выделяется пара минут), потом прослушать этот текст еще раз. В процессе работы ученик должен сконцентрировать внимание на трех темах, которые он выделит самостоятельно. Объем изложения не должен превышать 70-100 слов – этого вполне достаточно для четкого, но краткого пересказа основной мысли текста. За это задание школьник получит до 7 баллов.

Тестовые задания

Второй блок заданий представляет из себя ряд вопросов к тексту, который необходимо прочитать. Ответ оформляется в виде слова, словосочетания, цифры или нескольких цифр. В качестве исходного текста берется отрывок из произведения классической русской литературы.

Ниже мы остановимся на разборе каждого задания этого раздела ОГЭ по русскому языку.

Задание 1

В ответе на первый вопрос второго блока нужно указать, в каком из четырех утверждений содержится информация, соответствующая смыслу исходного текста. Нужно очень внимательно перечитать текст, вопрос и тезисы, которые озвучены в вариантах ответа, сопоставить их между собой и с помощью логики найти верное утверждение.

Задание 2

Второй пункт этого блока посвящен основным средствам художественной выразительности языка. Здесь выпускник демонстрирует умение отличить гиперболу от эпитета или сравнение от антитезы. Перед экзаменом полезно еще раз перечитать определения всех тропов и основных терминов, связанных со средствами выражения в русском языке.

Пример: В каком из представленных отрывков основным средством художественной выразительности является эпитет:

  1. Все соседи утверждали, что Владимир – человек с золотым сердцем, он не мог совершить этого;
  2. Тихий голос Валечки затих, и только жужжание майского жука нарушило тишину этого теплого весеннего вечера;
  3. Под мерный шепот волн он быстро заснул.
  4. Я тысячу раз говорила тебе, что спички – не игрушка, а ты опять за свое!

 

Для начала вспомним определение эпитета. Эпитет – это слово или выражение в художественном произведении, которое подчеркивает исключительные черты объекта изображения. Соотнеся определение и средства выражения в представленных примерах, делаем вывод, что автор использовал эпитет в первом пункте – «человек с золотым сердцем».

Задание 3

Третий вопрос посвящен приставкам и их роли в формировании слов. Здесь важно знать, какие типы приставок существуют и как они пишутся в зависимости от значения.

Пример: Найдите слово, правописание приставки в котором соответствует значению «приближение»: «У Александры Валентиновны не было друзей, не было у нее ни братьев, ни сестер, родители давно уже почили, некому было прийти в ее тихий дом с покосившейся крышей и разделить с ней ужин. Но каждый раз, когда старые половицы скрипели в тишине, она вскакивала и бежала в сени».

Сначала найдем в тексте все приставки, проанализируем значение каждой из них. Ученику нужно будет вспомнить, что правописание приставок пре- и при- зависит от их значения: при- в некоторых случаях означает приближение. Анализируем текст, находим правильный ответ: прийти.

Задание 4

В четвертом задании перед экзаменаторами стоит задача проверить знание правил правописания суффиксов. Не лишним будет повторить исключения из этих правил.

Пример вопроса: Найдите в представленном отрывке слово, в котором правописание суффикса является исключением из правила: «Это мероприятие, надо сказать, произвело на меня удручающее впечатление: вокруг сновали молодцеватые люди в одинаковых костюмах, безмолвные и тихие, как оловянные солдатики, а когда я пытался задавать вопросы, они отвечали холодным безжизненным голосом».

Учащемуся предстоит найти все суффиксы, а после проверить каждое слово. Путем исключения можно обнаружить, что, в отличие от всех остальных, слово «оловянный» не соответствует норме образования суффиксов -н- и -нн- в отыменных прилагательных.

Задание 5

В пятом задании школьнику предстоит работа с лексикой и стилистикой. Здесь необходимо подобрать нейтральный синоним к просторечному или слову высокого стиля. Задача выпускника – продемонстрировать богатство словарного запаса.

Например: Найдите стилистически нейтральный синоним к слову «пошушукались».

Вспоминаем, что синонимы — слова одной части речи, различные по написанию и звучанию, но одинаковые по значению. Например, скакать — прыгать, прекрасный — красивый, плохо — отвратительно. Определяем, что слово «пошушукаться» относится к разговорному жанру, придумав несколько примеров с этим глаголом: «Андрей отвел Асю в сторону, и они долго шушукались» или «Мария Петровна сказала, что они шушукались за нашей спиной». Чтобы сделать эти фразы нейтральными по стилю, уместнее будет использовать синоним «пошептаться», так как он не имеет никакой стилистической окраски.

Задание 6

Задание под номером шесть проверяет знания учащегося о видах связи слов в словосочетаниях. Самый частый вопрос здесь звучит примерно так:

Определите тип связи в представленном ниже словосочетании и замените его синонимичным с видом связи «управление»: овощной салат.

Вспомним, какие типы связи существуют в русском языке. Их всего три – управление, согласование и примыкание. В словосочетании «овощной салат» используется согласование: в его основе лежит существительное, к которому примыкает зависимое прилагательное. Вид связи «управление» характеризуется совершенно другой структурой фразы. Здесь главное слово управляет зависимым, требуя косвенного падежа. Если следовать этой формуле, у нас получится словосочетание «салат из овощей».

Задание 7

Для ответа на седьмой вопрос необходимо найти и обозначить грамматическую основу предложения. Проверяется умение школьника выделять по смыслу подлежащее и сказуемое.

Например: Выделите грамматическую основу в следующем отрывке: «Невозможно забыть этого голоса, ее золотых волос, ее теплого взгляда!»

В поисках ответа для начала обозначим классические варианты грамматических основ, дальше – проанализируем нестандартные случаи, когда подлежащее и сказуемое выражаются одной и той же частью речи, или сказуемое может быть составным, именным, глагольным.

Во-первых, ищем подлежащее, которое всегда отвечает на вопрос кто? что? (им. п.). Делаем вывод, что перед нами предложение с неполной грамматической основой, так как ни один член предложения не отвечает на поставленный вопрос. Сказуемое здесь, напротив, выражено сразу двумя словами, ведь можно, невозможно, нельзя, нужно, необходимо всегда входят в его состав.

Правильный ответ: невозможно забыть.

Задание 8

Восьмым заданием будет работа с обособленными членами. Самый частый вопрос здесь звучит так:

Найдите среди предложенных ниже вариантов предложение с обособленными однородными определениями:

  • Луга, усыпанные ковром разноцветных листьев, были полны солнца.
  • Ольге Михайловне очень не понравился этот тон, вызывающий, полный непонятной для неё злобы.
  • Он вскрикнул, в ужасе отшатнулся и быстро скрылся, прежде чем я успел опомниться и заговорить с ним.

В этой части экзамена ученику придется продемонстрировать достаточно объемный пласт знаний, так как здесь задействовано сразу несколько обширных понятий из грамматики. Во-первых, нужно четко понимать значение и функцию определения. Во-вторых, вспомнить, какие определения бывают однородными и как они обособляются. Далее, для уточнения, можно проанализировать постановку знаков препинания во всех предложенных фразах.

Правильный ответ: Ольге Михайловне очень не понравился этот тон, вызывающий, полный непонятной для неё злобы. Здесь однородными обособленными определениями являются слова «вызывающий» и «полный».

Задание 9

В девятом вопросе экзаменаторов будет интересовать знание правил расстановки знаков препинания при вводных словах и обращениях. Ученикам нужно прочитать одно или несколько предложений и найти запятые, обособляющие вводную конструкцию.

Пример вопроса: Ниже приведен отрывок из произведения В. Набокова. Укажите запятые, которые служат для обособления вводного слова или конструкции.

«Бывало, мы дневали в одиноких селениях, состоявших из двух-трех дворов и развалившейся кумирни. Бывали и миражи, причем природа, эта дивная обманщица, доходила до сущих чудес: видения воды стояли столь ясные, что в них отражались соседние, настоящие скалы!».

Вспомним, как определяются вводные слова, в чем их отличия и свойства. Они никогда не соединены синтаксически с другими членами предложения и сами не могу выступать ими. Их задача — выражать определенное отношение к явлению, его характеристикам. Эти конструкции иногда помогают оформить мысль логически, передать чувства, привлечь внимание.

Характерные признаки вводных слов:

  • к ним невозможно задать вопросы от других членов предложения;
  • их можно заменить другим вводным словом или конструкцией;
  • они легко исключаются без потери смысла фразы.

Ищем здесь конструкции, соответствующие перечисленным требованиям.

Правильный ответ: запятая после вводного слова «бывало».

Задание 10

Десятый пункт практически полностью аналогичен седьмому. Он посвящен умению школьника выделять грамматическую основу: необходимо опознать грамматические основы указанного предложения и назвать их количество. Здесь девятикласснику помогут знания назывных, определенно-личных, неопределенно-личных, обобщенно-личных и безличных конструкций.

Пример такого вопроса и алгоритма ответа мы разбирали в седьмом пункте.

Задание 11

В одиннадцатом пункте школьнику нужно продемонстрировать умение оперировать понятиями сложносочиненного и сложноподчиненного предложения; знать, какие виды придаточных предложений бывают, чем различаются сочинительные и подчинительные союзы. Задание, как правило, сформулировано так:

Найдите в приведенном ниже отрывке запятые (одну или несколько), которые соединяют две части сложноподчиненного предложения:

“Когда у меня в руках новая книга, я чувствую, что в мою жизньвошло что-то живое, говорящее, чудесное”.

Вспоминаем, какие признаки есть у подчинительной связи. От главного предложения к придаточному в сложноподчиненном предложении всегда можно задать вопрос, а придаточная часть присоединяется к основной при помощи союзов или союзных слов, которые перечислены ниже.

  • Причинные: потому что; оттого что; так как; благодаря тому что; вследствие того что; в связи с тем что и др.;
  • Целевые: чтобы (чтоб); для того чтобы; с тем чтобы и др.;
  • Временные: когда; лишь; лишь только; пока; едва и др.;
  • Условные: если; если бы; раз; ли; как скоро и др.;
  • Сравнительные: как; будто; словно; как будто; точно и др.;
  • Изъяснительные: что; чтобы; как и др.;
  • Уступительные: несмотря на то что; хотя; как ни и др.

В данном случае мы имеем дело с двумя видами таких союзов: временным и изъяснительным.

Правильный ответ: запятые 1, 2.

Задание 12

В задании под номером двенадцать нужно определить способ подчинения придаточных предложений в составе сложноподчиненного предложения. В качестве примера разберем вот такое предложение: Когда мы пришли, отец показал мне окуней и лещей, которых он поймал без меня.

Вспоминаем, что существует всего три вида связи в СПП: последовательное, однородное и параллельное (неоднородное). В таблице наглядно изображены схемы и приведены примеры этих способов:

Три вида связи в сложноподчиненных предложениях

В данном случае мы имеем дело с параллельным подчинением, когда главное предложение стоит в центре конструкции, а зависимые «обрамляют» его с двух сторон. Придаточные части при таком виде связи присоединяются к разным словам в главном предложении.

Задание 13

Последний вопрос в нашем разборе заданий – о типах связи в сложных предложениях. Вспоминаем, что связь между простыми предложениями бывает союзной (сочинительной или подчинительной) и бессоюзной, когда используются запятые, двоеточия и тире. Необходимо найти один или несколько примеров с разными типами связи.

Проанализируем отрывок текста:

 

(9) Из тех же романов Вальтера Скотта мы знали, что в средние века самой страшной пыткой было вот такое медленное капанье на голову ледяной воды, и удивлялись лягушке. (10) А потом лягушка стала приходить по вечерам в дом. (11) Она прыгала через порог и часами могла сидеть и смотреть на огонь керосиновой лампы. (12)Трудно было понять, чем этот огонь так привлекал нашу лягушку. (13) Но потом мы догадались: она приходила смотреть на яркий огонь так же, как дети собираются вокруг неубранного чайного стола послушать перед сном сказку.

 

(9) Здесь присутствует как подчинительная союзная связь (…мы знали, что в средние века…), так и сочинительная бессоюзная (…пыткой было капание, удивлялись…).

(12) Подчинительная союзная связь (…было понять, чем огонь привлекал…).

(13) Сочинительная бессоюзная (…мы догадались: она приходила смотреть…), подчинительная союзная (…она приходила смотреть, как дети собираются…).

За каждое правильно выполненное задание второго блока вы получаете 1 балл, если ответа нет или он неверный — 0 баллов.

Задания на ОГЭ по русскому языку

Сочинение

Мы подошли к заключительной части разбора каждого задания из ОГЭ по русскому языку – к сочинению. Минимальное требуемое количество слов в этом блоке – 70. Это означает, что ученик может написать более объемное сочинение, но меньшие по объему работы не будут засчитаны. За эту работу начислят не более 9 баллов.

Существует три классических темы финального задания ОГЭ:

  • сочинение-рассуждение на тему языка. Для начала выпускникам необходимо будет прочитать короткое тематическое высказывание и после озвучить свои мысли о роли и функции различных частей речи, важности синтаксиса или пунктуации;
  • рассуждения ученика на заданную тему после прочтения отрывка текста. Он должен выразить свою точку зрения на обозначенную проблему, аргументировав ее двумя примерами из текста. В этом пункте школьник может прибегать к помощи цитат или обозначать номера высказываний, на которые он хочет опереться при ответе;
  • сочинение-интерпретация на тему этики, морали, нравственности и общечеловеческих ценностей. Для работы девятикласснику будет предложено понятие (например, любовь, прощение, взаимовыручка) которое нужно проанализировать, сформулировать его определение и рассказать о собственном взгляде на эту тему. В качестве аргументов он может использовать цитаты из прочитанного текста или примеры из собственного жизненного опыта.

Подготовка к написанию сочинения на ОГЭ по русскому языку

При оценке сочинения экзаменаторы обращают внимание на то, как ученик смог раскрыть тему, на последовательность изложения и точность фактического материала. Помимо этого, они оценивают разнообразие словаря и грамматического строя речи, стилевое единство, выразительность речи и грамотность.

Разбор заданий из ОГЭ по русскому языку, который мы привели выше, поможет школьнику сориентироваться в структуре и формате экзамена и тщательно подготовиться к сдаче экзамена в 2019 году.

Разбор заданий с вопросами и ответами ОГЭ по русскому языку Разбор заданий с вопросами и ответами ОГЭ по русскому языку Разбор заданий с вопросами и ответами ОГЭ по русскому языку Разбор заданий с вопросами и ответами ОГЭ по русскому языку Разбор заданий с вопросами и ответами ОГЭ по русскому языку Разбор заданий с вопросами и ответами ОГЭ по русскому языку Разбор заданий с вопросами и ответами ОГЭ по русскому языку Разбор заданий с вопросами и ответами ОГЭ по русскому языку